четверг, 3 апреля 2014 г.

В.П. Катаев “Цветик – семицветик”.

В.П. Катаев
“Цветик – семицветик”.

Цели:
Продолжить знакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.
Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.
Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.
Формировать навыки работы с книгой.
Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.
Ход урока
 I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
 На доске таблица :
 внимательный
 аккуратный
 самостоятельный
 любознательный
 активный
 рассеянный
 веселый
 модный
 рассудительный
 Рядом с таблицей – портрет ученика.
 Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
 Ответы учащихся.
 Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.


II. Актуализация знаний.
Работа над жанром. Беседа с учащимися 
-С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках?(рассказ. басня, стихотворение, сказка)
- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества . В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи.
- На какие группы по авторам можно разделить все сказки?(авторские и народные)
- Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки?
(Народные сказки  сочинял народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).
- Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
(Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).
- Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?
-
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.

2. Проверка домашнего задания
Инсценировка отрывка
Дети пересказывают прочитанный отрывок. 
- Сцена встречи девочки и старушки. Чтение диалога.
 Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?
 Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.
 Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.
 Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?
 Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.
  Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).
 лепесток желание чувство разумное или нет
 желтый
 красный
 синий
 зеленый
 оранжевый
 фиолетовый
 голубой
 – На что был потрачен первый лепесток?
 Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.
 Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?
 Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.
 Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему?
 Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.
 Учитель: – Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
 Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.
 Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?
 Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.
 Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?
 Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.

III. Работа над новым материалом
1.Мозговой штурм.
 - А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
 Составление кластера:
 - исцеление больного мальчика
 - волшебница
 - волшебный цветок
 - приключения
 - чудеса
2 . Словарная работа.
Черепки- обломокосколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.
одна-одинёшенька- нет друзей
тяпа-растяпа- рассеянный человек,
драчун- тот, ко любит драться, часто дерётся 
самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения
салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой
заветная-  а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый ...
папанинцы-  Героические исследователи Арктики.  (По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф на льдине от Северного полюса до Гренландии.
зевать по сторонам- Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть. 
 (Для работы используются карточки со словами и выражениями).
 а) Объясните значение выражений:
 – по сторонам зевать;
 – галдели, как попугаи;
 – взяла досада.
 б) Подбери близкие по смыслу слова:
 Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….
Работа над содержанием
- Открываем учебник, страница 118
-У: Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?
 в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова: мечта и желание ?
 Работа над близкими по значению словами мечта и желание.( составление кластера)
 Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.
 Желание- влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию чем-нибудь .
 Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях?
5. Физминутка.
 Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок.
  6. Продолжение работы по содержанию текста.
Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?
 Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.
Работа с учебником
 Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?
 Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.
 Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?
 Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.
 Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить?
 Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.
 Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?
 Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.
 Учитель: Разумное ли это желание?
 Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.
 Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?
 Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.
 Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.
 Ответ детей.
 Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?
 Дети: Чтобы хромой мальчик  немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать. Это хорошее, доброе желание.
 Учитель: Обратимся к заполненной таблице
 лепесток желание чувство разумное или нет
 желтый вернуться домой радость разумное
 красный склеить вазу облегчения разумное
 синий попасть на полюс страха глупое
 зеленый вернуться с полюса радости разумное
 оранжевый иметь все игрушки испуг глупое
 фиолетовый отправить игрушки облегчения разумное
 голубой вернуть здоровье радость разумное
 – Сделаем вывод о желаниях девочки.
 Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.
 Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.
 1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки
 2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?
 Вывод: Девочка бывает даже злая, желая вызвать зависть. Она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
 Учитель: Чему же учит эта сказка?
 Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.
 Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
 Не зависит доброта от роста.
 Доброта приносит людям радость
 И взамен не требует награды.
 Доброта с годами не стареет,
 Доброта от холода согреет.
 Если доброта, как солнце, светит,
 Радуются взрослые и дети
Обобщение
-  Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
5.Работа с пословицами
А сейчас посмотрим на доску. На ней написаны 3 пословицы.
Делу время, потехе час.
Жизнь дана на добрые дела.
Дело мастера боится.
- Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки (“Жизнь дана на добрые дела”).
- А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?
- А  кто из вас делает добрые дела?
- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
- В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне моего цветика –семицветика свой цветик-семицветик  и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.
Восстанови порядок
На доске иллюстрации к сказке.
Перепутались фрагменты сказки. Расположите их по порядку
6.Итог
-О чём мы сегодня говорили на уроке?
-Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!
-Оценки
7.Домашняя работа
С 118-121 чит., нарисовать иллюстрацию к произведению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий