В.П. Катаев
“Цветик – семицветик”.
Цели:
Продолжить знакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик –
семицветик”.
Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.
Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.
Формировать навыки работы с книгой.
Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию
милосердия и отзывчивости.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание
эмоционального настроя.
На доске таблица :
внимательный
аккуратный
самостоятельный
любознательный
активный
рассеянный
веселый
модный
рассудительный
Рядом с таблицей – портрет ученика.
Учитель: Какие слова из таблицы могут
относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся.
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке
вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок
будет интересным, эмоциональным, поучительным.
II. Актуализация знаний.
Работа над жанром. Беседа с учащимися
-С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках?(рассказ.
басня, стихотворение, сказка)
- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества . В
сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи.
- На какие группы по авторам можно разделить все сказки?(авторские и
народные)
- Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки?
(Народные сказки сочинял народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).
- Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
(Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).
- Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?
- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.
- Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки?
(Народные сказки сочинял народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).
- Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
(Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.
( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).
- Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?
- Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.
2. Проверка домашнего задания
Инсценировка
отрывка
Дети
пересказывают прочитанный отрывок.
- Сцена встречи
девочки и старушки. Чтение диалога.
Учитель: Что сказала волшебница по секрету
Жене?
Дети: Женя получила цветок и узнала, как им
пользоваться.
Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у
цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На
столе имеются лепестки Задание: расположить лепестки так, чтобы получился
цветик-семицветик.
Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим
волшебным предметом?
Дети: Отрывать лепесток и произносить
волшебные слова.
Учитель: А теперь
вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было
решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей
даётся каждому ученику).
лепесток желание чувство разумное или нет
желтый
красный
синий
зеленый
оранжевый
фиолетовый
голубой
– На что был потрачен первый лепесток?
Дети: Чтобы проверку действия волшебного
цветка, на желание вернуться домой.
Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?
Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.
Учитель: На что потратила девочка второй
лепесток и почему?
Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка,
которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.
Учитель: – Что почувствовала девочка, когда ее
в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно
оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.
Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с
чем столкнулась там, что ей грозило?
Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и
оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с
огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые
медведи.
Учитель: Разумным ли было желание девочки
оказаться на Северном полюсе?
Дети: Это было глупое желание. Женя могла
погибнуть.
III. Работа над новым материалом
1.Мозговой штурм.
- А теперь подумайте, почему писатель назвал
“Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает
в жизни?
Составление кластера:
- исцеление больного мальчика
- волшебница
- волшебный цветок
- приключения
- чудеса
2 . Словарная работа.
Черепки- обломок, осколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от
горшка одни остались черепки.
одна-одинёшенька- нет друзей
тяпа-растяпа- рассеянный человек,
драчун- тот, ко любит драться, часто дерётся
самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное
рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения
салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать
мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой
заветная- а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б)
Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый ...
папанинцы- Героические исследователи Арктики.
(По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и
Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф на льдине от Северного полюса до
Гренландии.
зевать по
сторонам-
Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.
(Для работы используются карточки со словами и
выражениями).
а) Объясните значение выражений:
– по сторонам зевать;
– галдели, как попугаи;
– взяла досада.
б) Подбери близкие по смыслу слова:
Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …,
симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….
Работа над
содержанием
- Открываем учебник, страница 118
-У: Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?
в) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы
слышите слова: мечта и желание ?
Работа над близкими по значению словами мечта
и желание.( составление кластера)
Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное.
Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не
существует.
Желание-
влечение, стремление к осуществлению чего –нибудь, обладанию чем-нибудь .
Учитель: Анализируя сказку, каждый должен
сделать вывод для себя о своих желаниях?
5.
Физминутка.
Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на
Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы
снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок.
6. Продолжение работы по содержанию текста.
Учитель: На
что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?
Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе.
Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.
Работа с
учебником
Учитель: Чем занимались девочки во дворе и
почему не приняли Женю в игру?
Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у
Жени в тот момент не было совсем.
Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не
взяли в игру?
Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.
Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их
позлить?
Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки,
какие есть на свете, стали ее.
Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее
желание иметь все игрушки мира осуществилось?
Дети: Как только на нее свалились все игрушки
мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет:
ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.
Учитель: Разумное ли это желание?
Дети: Желание было глупое, потому что оно было
необдуманное.
Учитель: На что был потрачен шестой лепесток?
Разумно ли это желание?
Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание
позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не
рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им
вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.
Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при
виде последнего лепестка.
Ответ детей.
Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав
последний, седьмой лепесток?
Дети: Чтобы хромой мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и
бегать. Это хорошее, доброе желание.
Учитель: Обратимся к заполненной таблице
лепесток желание чувство разумное или нет
желтый вернуться домой радость разумное
красный склеить вазу облегчения разумное
синий попасть на полюс страха глупое
зеленый вернуться с полюса радости разумное
оранжевый иметь все игрушки испуг глупое
фиолетовый отправить игрушки облегчения
разумное
голубой вернуть здоровье радость разумное
– Сделаем вывод о желаниях девочки.
Дети: У Жени было пять разумных желания и два
глупых.
Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись
такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.
1. Какая Женя, если она совершает глупые
поступки
2. Какая Женя, если она совершает разумные
поступки?
Вывод: Девочка бывает даже злая, желая вызвать
зависть. Она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы,
пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
Учитель: Чему же учит эта сказка?
Дети высказывают свои суждения. Учитель
подводит итог.
Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева
учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас
пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство
окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания.
Добрым быть
совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети
Обобщение
- Какую же мудрую мысль хочет
донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть
внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства
сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
5.Работа с
пословицами
А сейчас посмотрим на доску. На ней написаны 3
пословицы.
Делу время, потехе час.
Жизнь дана на добрые дела.
Дело мастера боится.
- Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль
сказки (“Жизнь дана на добрые
дела”).
- А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать
добрыми?
- А кто из вас делает добрые дела?
- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы
делать добрые дела?
- В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне
моего цветика –семицветика свой цветик-семицветик и ответить на вопрос: Если бы у вас остался
последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А
последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа).
Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.
Восстанови
порядок
На доске иллюстрации к сказке.
Перепутались фрагменты сказки. Расположите их по порядку
6.Итог
-О чём мы сегодня говорили на уроке?
-Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу
“Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только
добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все
вместе будем гордиться!
-Оценки
7.Домашняя работа
С 118-121 чит., нарисовать иллюстрацию к произведению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий